Мы в соцсетях VK TW FB IN

Гид по спектаклю: «Человек из ресторана» в театре «Сатирикон»

11 ноября 13:02

Гид по спектаклю: «Человек из ресторана» в театре «Сатирикон»

Каждый месяц мы анализируем один из спектаклей московской сцены и рассказываем, почему именно он заслуживает зрительского внимания. В сегодняшнем обзоре — пять причин посмотреть премьеру «Сатирикона» «Человек из ресторана».

Фото: театр «Сатирикон»

Психологический театр высшей пробы

Спектакль Егора Перегудова по мотивам произведения Ивана Шмелева — подарок для всех поклонников традиционного психологического театра. Нового сценического языка здесь никто не ищет, революций на сцене не устраивает. Все решено в нарочито консервативном ключе и строится на актерской игре с миллионом тщательно выстроенных деталей и видимых психологических нюансов. Артисты в спектакле чудо как хороши. Не только Райкин, но и те, кто занят в карусели эпизодов. Например, Денис Суханов сыграл сразу три крохотные, но запоминающиеся роли — директора училища, Кривого и Ивана Афанасьича.

Крепкая режиссура

Егор Перегудов — ученик Сергея Женовача. Работает молодой режиссер в основном в «Современнике». «Человек из ресторана» — его дебют в «Сатириконе». Спектакль по-хорошему старомоден — не ждите эпатажа или явных отсылок в сегодняшний день. Режиссура здесь «спрятана» (акцент, повторимся, на актерской игре). Главные приметы — строгость, интеллигентность, четкость структуры, педантичность. Всего один пример: исторический фон спектакля — начало XX века. Чтобы соблюсти на сцене все правила дореволюционного ресторанного этикета (действие происходит в ресторане), Перегудов пригласил в театр специалиста, консультировавшего труппу. Очевиден безграничный интерес режиссера к авторскому слову и немодная сегодня сосредоточенность на теме духовных исканий человека.

Фото: театр «Сатирикон»

Константин Райкин в главной роли

Райкину-артисту покоряется любой, даже самый сложный материал — это аксиома. Увы, на сцене в последнее время его можно видеть нечасто — худрук «Сатирикона» занят режиссурой и педагогикой. С премьерой в действующем репертуаре большого артиста прибыло. К роли Лира в шекспировской драме и Подпольного («Вечер с Достоевским») добавился сентиментальный образ Скороходова — пожилого официанта, звезд с неба не хватающего, ратующего за судьбы детей и в итоге согнувшегося под ударами судьбы. Райкин играет один из хрестоматийных образов русской литературы — «маленького человека», униженного, смирившегося, жалкого, в финале обретающего смысл и стойкость в христианском смирении. Моносцены — гарантированное удовольствие для театралов. Самая сильная та, в которой герой обнаруживает обороненные пьяными купцами купюры и терзается — взять или нет, прижимает банкноты к груди, прячет в туфлю, выбрасывает — и в итоге возвращает все до копейки. Райкин делает видимой внутреннюю борьбу соблазна и совести, происходящую в его герое.

«Говорящая» сценография

На сцене — мир глазами официанта. Воссоздан быт и устройство богатого ресторана. Костюмы — юбки, шляпки, ботиночки на шнуровке, сюртуки и фраки, корсеты и соболиные накидки — шились по фотографиям той эпохи. Композитор спектакля Петр Айду реконструировал шумы и звуки начала ХХ века — в спектакле можно услышать звонок одного из первых телефонов в Москве фирмы Ericsson. Художник Владимир Арефьев придумал для спектакля треугольную выгородку из фанеры, обтянутую гороховым сукном. Ее «створки» медленно сжимаются, ближе к финалу буквально «выбрасывая» Скороходова на узкую полосу авансцены. Пространство враждебно к нему — оно выступает здесь метафорой самой жизни. Незащищенность, бессилие «маленького человека» в этом спектакле ощутимо физически.

Фото: театр «Сатирикон»

Сокровенность и важность темы

Это трагичный и предельно серьезный разговор об устройстве человеческой души и смысле существования — без нагнетания и истерик, без навязывания каких бы то ни было истин. Спектакль Перегудова — про внутреннее благородство. Про возможное в любых, даже самых жутких, условиях душевное просветление. В сцене финального монолога Скороходова к нему приходит его «закон» — «любить, терпеть, прощать — и воздастся». К слову, и эта сцена, и сам спектакль абсолютно лишены морализаторства. В первую очередь благодаря Райкину, держащему в напряжении весь зал одной только интимной интонацией, такой редкой сегодня и в театре, и в жизни.

Фото: театр «Сатирикон»

Фото: театр «Сатирикон»

Фото: театр «Сатирикон»

Фото: театр «Сатирикон»

Возрастное ограничение: 12+
Ближайшие спектакли: 16, 17 ноября; 2, 3, 27, 28 декабря в 19:00
Театр «Сатирикон»
Билеты: от 1000 до 6000 руб.


Наталья Витвицкая


Читайте также:
Фестиваль NET: театральное окно в Европу
10 лучших спектаклей ноября
«Геликон-опера» открыла историческую сцену
rambler

Информационные партнеры:

Заголовок

Оставьте свои замечания или пожелания по работе сайта.
Все поля обязательны для заполнения.

Поле должно быть заполнено

Поле заполнено неверно

Поле должно быть заполнено

Поле заполнено неверно

Поле должно быть заполнено

Поле заполнено неверно

Спасибо за сообщение!

Мы обязательно рассмотрим ваше сообщение.